«4 проблемы Духа»

"Дух Аркаима" худ. Зиля Никитина


Разумеется, у Духа проблем нет. Проблемы есть у нас, когда мы не в Духе. Посему предлагаю рассмотреть препятствия, которые не позволяют нам наладить естественные и здоровые отношения с Духом. А именно - монополизация, мистификация, профанация и "геноцид" Духа.   

Монополизация
Так уж повелось, что сфера духовного закреплена за религией, как наследницей древних шаманских традиций. Таким образом, церковь взяла на себя роль посредника между человеком и Духом (Высшие Силы и т.д.). Соответствует ли это действительности?  

Выполняет ли церковь свои "обязательства"? Или решает другие, более материальные задачи, таким образом, сформировав у людей совершенно иные запросы по отношению к возвышенному. Людей "почему-то" не особо интересует контакт с духом, главное, чтобы было "всё хорошо". Нет спроса - нет предложения. Вернее предложение "оттуда" есть всегда, но человек повернулся к этому предложению не тем местом... 

Действительно ли современный человек нуждается в таком посредничестве? Ведь Дух и внутри, и снаружи. На этот факт смутно намекают различные трактаты, в том числе и Библия. Но особого внимания на этом не акцентируется и соответствующих выводов не делается. 

Стоит также учесть, что уровень сознания человека всё-таки вырос за последние пару тысяч лет. И сейчас, прочувствовав и осознав контакт с Духом, он больше не будет нуждаться в посредниках. Выгодно ли это церкви?

Каждая религия наклеивает на Дух, Силу свой брендовый образ-ярлык. В дальнейшем эти образы обуславливают контакт человека с Духом. Бессознательно формируется установка "если у Этого есть образ-форма, значит Это не может быть во мне". Таким образом, человек непроизвольно отдаляется от того, что у него и так уже есть.  

Можно конечно возразить, мол многие люди в различных религиях достигли высоких состояний Духа. Но, увы, такое случалось не столь часто, учитывая общее количество адептов и верующих. И потому такие достижения говорят скорее об индивидуальных особенностях человека, а не об эффективности той или иной религии. 

Как только человек перерастает систему, то выходит из неё. Становится отшельником. "Выходит из формы", как только уловил суть. Часто религиозная система сама выталкивает таких людей, а после смерти канонизирует.

Что делать? Искать Дух только внутри, во внутренних ощущениях, не привязываясь к образам и символам. Помнить, что одним из критериев контакта с Духом, является парадоксальное ощущение его своим и общим одновременно.  


Мистификация
Чтобы удержать монополию на Дух, религиям и традициям приходится его мистифицировать. 

Во-первых, существует явная и, возможно, намеренная путаница между понятиями Духа, Души и сознания. Отсутствие ясности приводит человека к перекладыванию ответственность по этому вопросу на соответствующие инстанции, не пытаясь даже вникать - "лучше скажите что делать, и не морочьте голову".     

Во-вторых, поэтичные и высокопарные описания очень часто приводят к пониманию Духа - как чего-то символичного, абстрактного и эфемерного. Создаётся ощущение, что "оно может и есть где-то там, но вряд ли доступно мне - простому смертному". 

Какие-либо интеллектуальные рассуждения только усугубляют ситуацию. Как только выстраивается концепция-представление о Духе, появляется иллюзия понимания и процесс интуитивно-чувственного познания прекращается.   

Эзотерические традиции, вернее их интерпретаторы, тоже не отстают. Но у них и цели более меркантильны. За "доступность недоступного" надо платить. А как же иначе. 

И вопрос даже не в том - хорошо или плохо продавать "приобщение к Духу", а в том, что купить это в принципе невозможно. Но зато можно подсесть на всякие энергетические "штуки", которые только притупляют чувственное восприятие Духа.             

Что делать? Осознать, что Дух - такая же составляющая человека, как тело. Просто его чувствование требует чуть более тонкого восприятия, чем, например внутренних органов и внутренней энергии. Мы же обычно не ощущаем свою печень или позвоночник, если они не болят. Но при желании мы можем научиться их чувствовать. Точно также и с Духом.     


Профанация
Обратная сторона мистификации - это профанация. Если что-то слишком уж сложно, то надо его упростить. Чтобы было удобнее продавать. 

Особенно этим грешат американцы. Через них в западный мир вошли практически все древние традиции. И поскольку для большинства людей это сложно, да и не нужно, решили упростить и подогнать под более-менее приемлемые социальные стандарты.

Опять же в упрощении нет ничего плохого, если не теряется суть учения. Но сделать это не так просто. Нужно в совершенстве "владеть" соответствующими культурами и традициями.

Когда вся эта эзотерическая гонка начиналась, "западных" людей которые бы владели этим в совершенстве ещё не было. А потом уже было поздно. Куда легче оказалось привязаться к внешней форме учения, эксплуатируя её необычность для нашего менталитета. Или того хуже - вырезать из целостных учений отдельные привлекательные кусочки.   

Часто слово "Дух" используют как имя нарицательное для целого ряда ярких экстатических переживаний, так называемых "духовных переживаний". И если мистификация обеспечивала сокрытие знания за счёт таинственности и недосказанности, то профанация вводит в заблуждение за счёт избыточности и разнообразия использования слова "Дух" . 

Незаметно даже сформировалось такое понятие как "духовное развитие". Хотя мало, кто может объяснить, что же под этим самым "развитием" подразумевается. 

С Духом либо есть контакт, либо нет. Задача заключается только в том, чтобы установить контакт и по возможности его не терять. Это всё. Что тут развивать - непонятно. Конечно уловить переживание Духа гораздо легче, чем удерживать с ним длительный контакт. Повседневная деятельность очень быстро выбивает из этого состояния.     

Профанация Духа проявляется также и в разнообразии креативных образов, картинок и ярких цитат, связанных с духовной сферой. Всё внимание пожирается обработкой нескончаемой череды поверхностных форм, создавая у читателя иллюзию понимания.

И наконец, мистификации и спекуляция "высшими ценностями" неизбежно приводит к ироничному отношению и стёбу. Духовная терминология часто начинает использоваться "не к месту" и "для красоты". Например, в текстах некоторых песен. Таким образом, "с водой выплёскивается и ребёнок". Высшее обесценивается и уравнивается с низшим, а человек теряет мотивацию к познанию – ведь "всё и так понятно".     

Что делать? Действительное переживание Духа, контакта с Духом сопровождается чётким и ясным знанием, что это и есть Дух. Вне всяких сомнений. Это переживание не «яркое и красочное», а скорее «скромно-величественное». Каждый из нас не раз подходил вплотную к этому ощущению, но не придавал этому должного значения. Если бы мы были чуть внимательнее к этим ощущениям, позволяя им свободно проявляться внутри себя....     


«Геноцид»
В обыденной, мирской жизни Дух проявляет себя ничуть не реже, чем в сакральной. Но здесь речь идёт скорее о "проекциях" Духа на "психическую плоскость" в виде безусловной уверенности, убеждённости, решимости, бесстрашия и ощущения Силы. Т.е. эти качества и состояния могут "всплывать" внутри без всякой видимой внешней причины - достижений успеха, славы, власти, денег и т.д.. Просто - раз и появляется из "ниоткуда". То есть от Духа. 

Одним из главных качеств Духа является чувство достоинства. Чувство человеческого достоинства. Причём не стоит путать его с гордыней, важностью, тщеславием и самолюбием, которые являются свойствами и проявлениями эго. 

В наше время достоинство уже не так то и просто отделить от всего этого. Как так получилось? Почему чувство достоинства  утеряло свою первозданную чистоту и оказалось чрезвычайно редким гостем в нашем сознании? 

В светском обществе всегда были носители качеств Духа. Именно они держали некий эталон, уровень контакта всей нации с Духом. Так называемый, «национальный Дух». Разумеется, чем больше было таких людей, тем плотнее и глубже был контакт с Духом.

Если брать нашу историю, то в начале прошлого века носителями качеств Духа были офицеры царской армии, верхушка казачества и дворянская интеллигенция. Конечно, там тоже хватало нечистоплотности, но в целом эта прослойка "держала" контакт. 

Свою честь и достоинство эти люди умели отстаивать. Не редко на дуэли, потому что за свои слова отвечали. Просто по-мужски, а не как сейчас - обливают друг друга грязью, словно базарные бабы.

Что стало с достойными людьми в 1917 всем прекрасно известно. Например, очень эффектно и красиво это показано в фильме "Адмирал". Более подробно и достоверно - в документальном фильме "Военспецы". Это была первая и самая мощная волна «геноцида» Духа. Не считая Первой мировой.

Следующая волна - Вторая мировая. Гибнут смелые и активные. Наиболее глубоко контакт с Духом проявляется именно перед лицом смерти. Именно тогда человек принимает свою смерть без страха и с полным достоинством. А если "не судьба" – то геройски выходит из "смертельной ситуации". А кого Дух "не посещал" в критический момент, зачастую выживал за счёт "компромиссных" решений.    

Третья волна - сталинская - уничтожение героев войны и высшего командного состава, кстати, бывших царских офицеров, чудом переживших первую волну. Послевоенное поколение воспитывалось не только в других традициях, но и в основном женщинами, которые, разумеется, не могли полноценно передать мужской дух. Отчасти ситуацию спасал ореол "Духа Победы", который ещё долгое время подпитывал всю страну.  

Таким образом три волны "геноцида" Духа качественно перестроили общество. А дальнейший тоталитарный режим потихоньку выдавливал из человека безусловное чувство достоинства, а с ним и способность отстаивать свои права и интересы. Десятилетия дрессировки идеологией и коллективными стимулами не прошли даром.  

Однако даже несмотря на всё это, "вспышки Духа" продолжали возникать. В первую очередь - как сопротивление ограничению свободы слова. Наиболее заметно это выражалось в литературе и музыке. Ярчайшие примеры - творчество В.Высоцкого и В.Цоя. Отнюдь не тексты или аранжировка привлекали миллионы людей, а Дух, который проявлялся через их голос.      

Как только ограничения системы спали (1991г.), бороться стало больше не с кем и "революционный дух" пошёл на убыль. Как только "рухнули" привычные ценности, "слабые духом" стали "ломаться", а те, кто по прочнее, уже не брезговали недостойными методами, чтобы выживать. 

Постепенно чистые качества духа стали вытесняться более прагматичными качествами эго. Соответственно всё это не могло отразиться на воспитании подрастающего поколения. В конечном итоге "деньги и власть" практически полностью вытеснили, теперь уже совсем не модные - "честь и достоинство".

Такая вот печальная "история Духа" сложилась у нас за последнюю сотню лет. Но ещё не всё потеряно...    

Кризисы последних лет, да и будущие кризисы – это ведь не "зло", а скорее шанс возродить культуру Духа. Это вызовы. Именно в самые критические моменты у нас есть возможность услышать свой Дух. Если же мы не принимаем эти вызовы, то нас ждёт рабство или бунт - "безжалостный и беспощадный". И то, и другое приведёт к дальнейшему ослаблению контакта с Духом.      

Что делать? Замечать внутри себя и культивировать качества Духа. Через "проекции" можно выйти к своему духу, причём без всякой эзотерики. Именно из духовного начала нужно решать актуальные вопросы, отстаивать своё достоинство, свои права и свои интересы. Тогда наши действия будут не жестокими и агрессивными, а разумными и спокойными. Только контакт с Духом даёт человеку Силу всё это разрешить, не соглашаясь на компромиссы и не впадая в отчаяние.

По одиночке сложно постоянно удерживать вектор духовного, поэтому необходимо объединяться для защиты своих интересов и конструктивных действий. Но эти объединения должны создаваться в первую очередь на основе стремления каждого человека к Духу, жизненным ценностям, а потом уже к смыслам и концепциям. 
В этом видится наш шанс на достойную жизнь, процветание и развитие.      



Игорь Рунов
irunoff@gmail.com





Комментарии