Основа эффективности

Службы обучения персонала часто сталкиваются с ситуацией, когда обучение каким-либо профессиональным навыкам не приносит должного результата. Если, допустить, что качество обучения – хорошее, а тренер - настоящий профессионал. Остаётся только одно – отсутствие (или недостаток) базовых деловых качеств и навыков.

Считается, что человек сам должен разобраться с этими вопросами. Но как ему разобраться с этим, если он во-первых не осознаёт данной проблематики, а во-вторых не знает как с этим вообще разбираться. Ведь у нас полностью отсутствует эта прослойка обучения, как в среднем, так и в высшем образовании.

Часть задач решает тайм-менеджмент, тренинги по целеобразованию и целедостижению и т.д. Но это далеко не всё, что нужно. Кроме того, обучение проводится отдельным "кусками" здесь одно, а там другое. Т.е. не комплексно, не взаимосвязано и потому может вызывать внутренние противоречия, которые приносят больше вреда, чем пользы.

Итак, о каких базовых качествах идёт речь? Разберём некоторые из них:

Стрессоустойчивость. Весьма необходимое качество, особенно в нашей интенсивной и непредсказуемой жизни. Стресс есть и будет, и никуда от него не деться. Есть несколько вариантов обращения с этой проблемой. Первый – это подавление стресса – самый вредный вариант, ибо такая «стрессоустойчивость» не вечна и приводит к эмоциональному выгоранию, ослаблению иммунитета, «мелким» разрушениями здоровья,  а зачастую оканчивается инфарктом либо инсультом.    

Второй вариант – сброс напряжения, если, конечно, есть такая возможность – это общение, алкоголь и т.д. Тоже не совсем безобидный способ т.к. сильно «изнашивает» организм и может приводить к непредсказуемым последствиям. Но по сравнению с первым – настоящее «спасение».

И, наконец, третий вариант – это трансформация стресса, иначе говоря, превращения "врага" в "друга". Т.е. стресс становится не «страшилкой», а  источником вдохновения и силы. Это изящный и эффективный способ, однако, требует коренного изменения восприятия и отношения к некоторым повседневным вопросам.

Ответственность. Держится на трёх «китах» - отношение к своей организации в целом, к сотрудникам (подчинённым, руководителям) и к своему делу (функциям и обязанностям). Этих «китов» надо усиленно кормить и воспитывать. А вообще, вопрос ответственности – это вопрос позиции по отношению к окружающему миру. Сильная позиция – брать на себя ответственность за всё, что происходит в зоне твоего ближайшего окружения. Или слабая позиция – обвинять всех и вся в своих проблемах.    

Мотивация. С «внешней» мотивацией вроде бы всё понятно – деньги, статус и т.д. А как быть с «внутренней»? Здесь всё, так или иначе, упирается в вопрос смыслов и ценностей. Как находить смысл даже в элементарных и монотонных действиях? С творчеством понятно – есть «заряд», вдохновение – есть процесс. А если нет вдохновения? Или вот возьмём проблему профессионального выгорания – в первую очередь – это проблема смыслов. И здесь человек должен научиться менять своё восприятие, расширять мировоззрение. И как следствие находить новые смыслы и самостоятельно ставить себе новые профессиональные цели. Тогда и только тогда появляется реальный и длительный энтузиазм, а не короткая «вспышка» под воздействием «кнута и пряника».    

Энергичность. С одной стороны мотивация даёт эмоциональную энергию, а с другой стороны внешняя среда постоянно «забирает» энергию. Вопрос энергии является одним из ключевых. Как и куда уходит энергия в течение дня? Как её контролировать? Как приумножать? Да так, чтобы, возвращаясь домой, ещё остались силы на семью и другие дела. Тема энергии очень редко удостаивается внимания и совершенно напрасно. Помимо всего прочего, энергия даёт нам ощущение уверенности, силы и просто хорошего самочувствия.     

Разумеется, все выше перечисленные качества порождаются исключительно формированием специальных навыков.  
Если же говорить о базовых деловых навыках – то это в первую очередь – умения ставить цели и выделять задачи, гибко планировать свою деятельность, завершать начатое, рефлексировать и учиться на своих ошибках, принимать решения, формировать намерения, быстро обрабатывать и структурировать информацию, конструктивно мыслить, управлять своим психоэмоциональным состоянием и энергетическим тонусом.
 
Чтобы освоить все эти навыки необходим единый, целостный курс. А проводить его можно как до профессионального обучения так и параллельно. 

Напоследок, можно провести аналогию между бизнесом и боевым искусством - подготовкой работника и бойца. Например, бойца можно обучить только технике движений (проф. навыки), но чтобы он смог достойно выстоять в реальной ситуации, ему необходима базовая подготовка - сила, скорость, выносливость, управляемость своим телом, развитие внимания и чувствования (базовые навыки). Причём, имея только базовые навыки можно ещё как-то выкрутиться, выжить, а исключительно на «голой» технике – весьма проблематично. 



Игорь Рунов
irunoff@gmail.com

Комментарии