«Психоразведка»

Что скрывается за маской? 
Как известно, самое «слабое», непредсказуемое и ненадежное звено в любой системе – это человек. Все принятые меры по безопасности будут тщетны, если вы наверняка не можете «предсказать» людей из близкого круга. Большинство людей имеет довольно большую коллекцию «масок», которые надеваются по ситуации, причем обычно непроизвольно, бессознательно. Редко можно встретить человека без маски, особенно в бизнесе или политике. 
Маска позволяет скрыть слабые места и те качества характера и свойства личности, которые могут помешать в достижении цели и, кроме того, наделить ее владельца несуществующими достоинствами. Правда, только до тех пор, пока рядом не окажутся люди, способные нарушить «правила игры» или выйти «за рамки». Или те, кто может в ответственный момент «сдать» позиции, а за одно и людей, за ними стоящих. Чаще всего, в этой роли оказываются именно те люди, которые не годятся по своим психологическим и психофизиологическим качествам для работы, которую им поручили. Известно же об этом станет, лишь когда проект будет успешно провален либо исчерпан лимит времени. В бизнесе тому множество примеров.

К счастью, все это можно спрогнозировать заранее и избежать неприятных последствий. Существует множество методик психодиагностики человека. Наиболее распространенные – это психологические тесты. Но здесь есть два минуса. Первое – это то, что тест дает лишь 30-40% соответствия, т.е. вероятность ошибки составляет 60-70%, а иногда и выше. Кроме того, психологически «подкованный» и даже просто сообразительный человек сможет запросто «обойти» большинство тестов и получить нужный результат. И второе, - можно свободно протестировать подчиненного, а вот партнера, компаньона или конкурента довольно-таки проблематично.

Есть выход и в таких ситуациях. Для этого предназначены нетрадиционные методики диагностики. Например, визуальная психодиагностика (ВП). Один из самых надежных способов ВП – это графология – диагностика по образцу почерка. Это, конечно, дорогое удовольствие, но зато вероятность попадания «в яблочко» чрезвычайно высока.

Графология
«Официальная» история графологии насчитывает не более 300 лет. Однако существуют упоминания о ней и в более древних документах. Например, в одном из писем императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская душа». Или в трудах Конфуция: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движения тростника, колеблемого ветром». По почерку можно многое узнать о человеке:
  • черты характера;
  • наклонности и способности;
  • интеллект;
  • эмоционально-чувственные проявления;
  • волевые качества;
  • морально-психологические качества;
  • психологические комплексы;
  • психические отклонения;
  • темперамент и др.
А на основании уже полученного психологического портрета можно прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации и, соответственно, удерживать ее под контролем.

В графологии каждый нюанс имеет значение. Например, мелкие буквы почерка говорят о том, что его владелец скрытный, рациональный и экономный человек. У него хорошая способность к концентрации ума, конкретизации данных и информации. Очень маленькие буквы могут говорить об эгоизме и скупости. Крупные буквы напротив же будут характеризовать своего хозяина как наивного, мечтательного и непрактичного, но в то же время  не лишенного стремления к независимости и свободной деятельности.  Человек с крупным почерком обладает, как правило, большим запасом энергии, которую использует нерационально, что может проявляться в виде щедрости и даже расточительности. Однако чтобы вынести окончательный «приговор», нужно сопоставить между собой множество различных «деталей» почерка.

Существует также методика диагностики по подписи, - здесь информации поменьше, зато «добыть» образец проще.

Физиогномика 
Еще один метод ВП – физиогномика – диагностика по форме головы, чертам лица, морщинам. В принципе, для анализа достаточно фотографии хорошего качества. Этот подход основан на том факте, что практически все черты характера человека отражаются на его лице. Правда, «полную картину» можно увидеть, но лишь к сорока годам. В более раннем возрасте можно говорить только о предрасположенности человека к тем или иным чертам характера. Хотя некоторые особенности лица остаются неизменными от рождения до смерти. Например, выпуклые глаза, говорят о своенравии, контактности, навязчивости, иногда доходящей до наглости. Человек с такими глазами, как правило, не боится «удара» и не боится атаковать. Напротив, человек с глубоко посаженными глазами – осторожен, скрытен, и потому потенциально опасен. В отличие от человека с выпуклыми глазами, он тоже может атаковать, но всегда будет вне досягаемости. Кроме того, он обладает врожденной подозрительностью и высокой чувствительностью.  

Физиогномика как наука сформировалась еще в Древнем Китае, где считалась в высшей степени секретной и ревностно охранялась посвященными. В настоящее время, к сожалению, у многих людей отношение к физиогномике, как и графологии, довольно скептическое. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, существует несколько противоречивых литературных источников, которые не дают психологического обоснования соответствий между чертами лица и чертами характера (это как раз и есть те самые секреты). Во-вторых, обе науки, как методы психодиагностики, не имеют в Украине такого распространения как, например, в Западной Европе и США. Следовательно, и специалистов у нас – единицы.
Графология и физиогномика – очень сложные методы психодиагностики и, чтобы овладеть каждой из них в совершенстве, требуются годы опыта и практической работы.

Цвет и форма
Говоря о методах психодиагностики, можно заметить, что в арсенале ВП есть и более простые для освоения, однако более сложные в применении методики.  Речь идет о психодиагностике по цветовым и геометрическим предпочтениям человека в одежде, аксессуарах, личных вещах и окружающем пространстве (квартира, офис). Информация, полученная в результате такого анализа, позволяет охарактеризовать человека по следующим признакам:
  • стратегия достижения цели;
  • мотивы и модели поведения;
  • эмоционально-психологическое, энергетическое состояния;
  • актуальные потребности в данный период времени.
Вероятность ошибки здесь будет несколько выше, чем в графологии, так как многое зависит от количества данных для психоанализа. Например, при первой встречи с человеком нельзя быть точно уверенным в том, что он знать наверняка: регулярно он носит одежду определенной цветовой гаммы. Поэтому, прежде чем делать окончательный анализ, приходится собирать большое количество соответствующих данных. А если анализировать «сходу», то, прежде всего, нужно обратить внимание на цвета и геометрические формы (или узоры) мелких личных вещей и аксессуаров, а затем уже на одежду. Например, предпочтение красного цвета говорит о высоком уровне активности, энергичности, направленности всех сил на достижение цели, готовности идти на конфликт, независимости и самодостаточности.

Логотип и визитная карточка
Цветовые и геометрические предпочтения руководителя часто отражаются в его визитной карточке или логотипе организации. С точки зрения психологии, логотип – это не более чем проекция его создателя (если не учитывать профессионального подхода с использованием специальных психотехнологий). Человек непроизвольно, бессознательно переносит на логотип (и вообще на любое свое «детище») особенности своего характера, поведения, мышления – и все это выражается через цвет и пространственно-геометрическую форму. Задача же цветопсихологии и психогеометрии «перевести» цвет и форму «обратно» – на психологический язык, т.е. составить психологический портрет человека.

Понятно, что диагностировать по логотипу можно только его создателя или того, кто его отобрал из нескольких вариантов. Как правило, окончательное решение принимает руководитель. Здесь нужно учитывать «погрешность» – при выборе уже нет такой жесткой проекции, и тем не менее человек выберет то, что максимально соответствует его психологическим качествам. Аналогичная ситуация и с визитной карточкой, где помимо логотипа имеется еще множество полезных для диагностики «сигналов» личности.

Кстати, по логотипу и визитной карточке можно диагностировать не только руководителя, но и всю организацию в целом. А именно:
  • надежность и устойчивость организации;
  • стратегию и тактику поведения на рынке;
  • слабое звено внутри организации;
  • взаимоотношения внутри организации;  
  • цель существования организации.
Это может показаться несколько фантастичным, но на самом деле все объясняется достаточно просто. Сначала человек проецирует «себя» на логотип/визитку, а затем логотип/визитка проецирует «себя» т.е. определенным образом воздействует на людей, которые имеют с ним частый визуальный контакт. Как правило, это большая часть сотрудников организации. И уже через некоторое время «климат» в организации все больше начинает соответствовать «логотипу». Можно сказать, что в логотипе заложена судьба организации. К примеру, можно встретить визуально «неустойчивые» логотипы – верх логотипа существенно тяжеловеснее низа или все держится на тоненьком «стебельке», либо существуют какие-то другие «архитектурные» промашки. Это говорит о слабом, недоработанном базисе (финансовые вложения, люди, технологии, неуверенность руководителя, или стратегия типа «финансовая пирамида») при непомерных, безосновательных амбициях и стремлениях. Не нужно быть психологом, чтобы понять – рано или поздно вся эта «конструкция» «завалится».

Физические заболевания
Современная наука уже доказала взаимосвязь между психикой человека и его физическим состоянием. В человеческом организме абсолютно все взаимосвязано. Одна и та же проблема или комплекс человека «красной нитью» проходит через все уровни организма – физический, энергетический, эмоциональный и психический. Проблема, возникшая на психическом уровне, проецируется на все остальные и наоборот. Например, бич нашего времени – стрессовые, нервные перегрузки на работе зачастую приводят к серьезным физическим заболеваниям. Другой пример – аллергия – может говорить о мнительности, страхе за свое здоровье, самолюбии, нежелании изменяться, высоком самомнении, брезгливости и эгоцентризме.

Имея на руках медицинскую карту, можно составить достаточно четкий психологический портрет человека, что позволит узнать, какие психологические качества, комплексы или свойства характера привели его к данным заболеваниям. Причем, если человек решает свои глубинные психологические проблемы, то физические недомогания не замедлят исчезнуть (разумеется, если не начались необратимые процессы).    

Телодвижения
Мимика, позы, жесты, походка и прочие непроизвольные телодвижения полностью «выдают» эмоционально-психологическое состояние человека. Информация, полученная таким образом, имеет ситуативный характер, т.е. говорит о текущем состоянии человека. Однако есть ряд телодвижений, которые перешли в разряд характерных. Многие люди регулярно используют определенные же позы и жесты, не говоря уже о походке. В этом случае уже можно диагностировать постоянно используемые стратегии поведения и особенности характера человека.

В большинстве же случаев телодвижения указывают на эмоциональное состояние человека, его отношение к собеседнику или теме разговора, согласии или несогласии и т.д. Телодвижения не подвластны контролю человека, по крайней мере, на протяжении длительного периода времени беседы (и без специальных знаний).

Владея «языком жестов» можно вовремя определить реакцию собеседника, изменить тактику ведения беседы и соответственно избежать неблагоприятного исхода. Дело в том, что движения несколько опережают вербальную (словесную) реакцию человека. Поэтому если «изменить» позу или движение человека, то соответственно может измениться и его реакция. Например, если человек сидит или стоит со скрещенными на груди руками – это значит, что он отказывается воспринимать информацию, не доверяет или сконцентрирован на себе и своих проблемах. В этом случае можно дать ему что-нибудь в руки - человеку придется изменить позу и непроизвольно «раскрыться». 

Все вышеописанные способы психодиагностики могут быть успешно использованы для получения информации о человеке. Кроме них, существуют еще целый ряд технологий дистанционной психодиагностики, а именно аудиальная психодиагностика (по используемым в речи словам и словесным конструкциям, характеристикам голоса и т.п.) и более древние, но не менее эффективные – астрология, нумерология и т.д. Каждый метод дает свою, иногда уникальную информацию о человеке. И, разумеется, чем больше будет собрано данных для психоанализа, тем более правдоподобный и многогранный получится психологический портрет человека.


Статья была опубликована в "Business Communication" 2003 г. 



Игорь Рунов
irunoff@gmail.com


Комментарии